Главная / Статьи / Японский сад

Японский сад

Многих из нас вдохновляет восточная культура. Ее спокойствие, размеренность, философия деталей. Каждая деталь в Японии имеет свое философское значение и направлена на обретение внутренней гармонии, на воспроизведение всего того, что впечатляет, вдохновляет созерцательного японца.

Японские секреты садовых мастеров. Познаем тайны садово-паркового искусства Японии!

Япония – маленькая страна, поэтому испокон веков у них развевается и укрепляется маленький сад, по сравнению с его соседом – Китаем.  Сад Японии очень сложный, здесь играет роль каждая деталь, огромные просторы переносятся на маленькую площадь земли, обыгрывая территорию сравнительно ограниченными средствами. Нельзя в японском стиле просто красиво по законам композиции разместить мостики, фонарики. Беседки, каждая деталь вашего сада имеет внутренний смысл, который мы обязательно раскроем в этой статье. Этот сад направлен на оценку красоты пейзажа, созерцания с определенных мест. Если вам нужен сад для активного отдыха. Развлечений, то такой стиль вам не подойдет, поскольку он направлен не для прогулки, а для созерцания с определенных мест сада и дома. То есть в японском саду все противоречит обычным законам построения ландшафтной композиции, этот сад имеет исключительно созерцательную функцию и представляет собой настоящую «живую картину».

Композиция японского сада бывает трех видов: «син», «со» и «ге», каждая из них располагается на рельефе, который японцы поделили на 2 категории: холмистый и плоски сад.

Композиция «син» - означает наиболее полную, развернутую форму садовых композиционных элементов; «со» - это половина композиции «син» и самая сокращенная – «ге», но хоть число элементов мало, они наиболее выразительные, чем в двух предыдущих формах. Каждая из этих композиций, может располагаться на плоском или холмистом рельефе. Плоский может создаваться даже из одного песка, гравия, мха и камня, как например сад «Реандзи». В свою очередь, холмистый сад также может быть без растительных элементов, но в нем обязательно должны присутствовать утесы, горы, холмы, как и в картине, обязательно соблюдается плановость, (дальний и ближний план), а галька и песок могут быть символом реки, и часто располагается слева – направо в композиции.

Основными компонентами такого сада могут быть: сады мхов, камней, воды, пейзажей и пр.

В нашем климате не стоит копировать абсолютно все элементы настоящей Японии. Достаточно, чтобы все компоненты сада были уравновешенны, гармоничны, если все материалы, как камни, растения будут из вашей местности. Очень важно, чтобы в вашем саду соблюдался принцип асимметрии и стилистика сада не сильно вступала в «спор» с окружающими постройками. Но независимо от того, как точно вы будете следовать японским архитектурным особенностям, неизменным остается философия, которая в этом саду имеет свою базу, что отличает и определяет сад от других стилей – это «скелет» и «кровь» сада, что переводится на садовые элементы, как камни и вода. Их подбирают по фактуре, форме, цвету и образуют группы. Группы распределяются на: основную, вспомогательную, «гостевую» и связующую.

  • Основная – диктует направление всей композиции (высоту холмов, очертание растений и тд).
  • Вспомогательная – подчиняется основной группе и подчеркивает общую идею.
  • «Гостевая» - не подчиняется главной в композиции, но создает равновесие.
  • Связующая – композиционно объединяет сад с домом.
Особенность композиции элементов в саду заключается в том, что группа напоминает разносторонний треугольник, самая длинная сторона должна быть обращена к фасаду дома выходящего в сад, справа – средняя и короткая – слева. В саду должно быть организовано пластическое пространство из камней, которое создает картину открывающееся видовой точки от дома. Обязательным элементом сада будет вода или же ее имитация, если у вас нет возможности разбить настоящий водоем с водопадом и ручьями. В любом случае, главное место в композиции отводиться «острову черепахе» и «острову журавля» - это символ стремления духа к глубинам познания и воспарению вверх, и конечно же должен присутствовать «райский остров», который не будет соединен с берегом никоем образом.
В саду используют дорожки, из отдельных каменных плит оставляя между ними промежутки, и соблюдается простая геометрия форм всех строений на территории. Материалы не покрываются лаком, и обязательно используется дерево, камень, бамбук, метал (бронза и чугун), и конечно же обязательным атрибутом будет японский каменный фонарик, их вписывают в общую комбинацию сада. Они бывают нескольких видов:

  • Тачи-гата – фонари нарядные на подставке
  • Юкими-гата – в форме приземистого домика
  • Икекоми-гата – потайные фонарики
    Также их различают по базе: на подставке и на ножках.
Кроме этого, сады делят по функциональному назначению:

  • Уголок для чайной церемонии – для тех, кто любит пить чай по-японски.
  • Для уединенного отдыха – центром композиции будет вечнозеленое дерево, территория скрыта высоким забором, дорожка ведущая к каменной скамье, возле которой растет кустарник.
Для сада используйте всевозможные можжевельники, сосны, тую,  ель, вишни, сливы, кипарисовик, татарский и приречный клен и декоративные яблони. Из кустарников: рододендроны Смирнова, камчатский, канадский, плотный, японский; ольху черную «Импералис», девичий виноград, форзицию, аронию черноплодную. Для композиций из трав подойдут: астильбы, роджерсия, различные хосты, обыкновенный лилейник, девичий виноград, лабазник, бузульник, бруннеры, ревень, папоротники, хризантемы, горные клематисы, пионы, злаки и осоки, ирисы, луки, серемша и ландыши.

Участок для японского стиля должен быть небольшой, желательный размер – от 1 до 8 соток.

В саду используется изделия из бамбука, ширмы, мостики из плоских камней и простые деревянные, каменные фонарики, беседки, белую керамику, коряги и корни, позволителен для стиля небольшой огород. Для этих элементов, а также для растительных композиций советуем подбирать цвета из сдержанной цветовой гаммы. Приветствуются плавные цветовые переходы, использование оттенков одного цвета, а из ярких оттенков возможно использовать не более двух.

Символизм японского сада связан с отличительной чертой – образной трактовкой природы. Этот стиль очень трудный для восприятия европейским человеком, но если даже после прочтения статьи вы не передумали создавать сад именно в этом стиле, тогда советуем полностью окунуться в японскую культуру и создавать сад не только как эстетический элемент, а как философию природы, жизни человека, которую будет читать каждый, кто приходит насладиться атмосферой и гостеприимством вашего дома.